Газу! Газу! – привычно говорим мы, когда требуется увеличить скорость автомобиля, вполне привычно не вдумываясь в истинный смысл этого самого слова «газу». Ведь большинство машин при нажатии на педаль газа увеличивают в двигатель подачу бензина или солярки. Однако не все! Есть и те, кто добавляет в цилиндры своего авто действительно газу, – это те, кто сумел избавиться от популярных мифов, которые царят вокруг газобаллонного оборудования.
Экономим «на газу»
Газобаллонное оборудование на авто не является какой-то горячей новинкой, к которой все только присматриваются, оценивая и прицениваясь. Но сказать, что оно стало широко распространенным тоже нельзя – многих автовладельцев отпугивает огромное количество мифов и заблуждений, бытующих вокруг ГБО на автомобиле. А ведь потенциал газобаллонного оборудования еще далеко не исчерпан!
Начать с достоинств, когда мы отдаем предпочтение газу. Прежде всего любого владельца автомобиля порадует возможность сэкономить – значительно сэкономить! Пожалуй, излишни какие-либо доводы или примеры – любому человеку достаточно просто ознакомиться с ценами на бензин на любой заправке и на тот же пропан, не говоря уж про метан, который является самым доступным видом топлива. При схожем расходе традиционного бензина и сжиженного или сжатого газа экономия налицо! Любопытно, что известное многим соотношение аппетита автомобиля на бензине к аппетиту автомобиля «на газу» как 1 к 1,1-1,2 тоже может быть изменено – современные продвинутые системы ГБО на авто (вроде продукции итальянской BRC) при грамотной настройке позволяют добиться еще больше экономии самого газа и показать расход, идентичный бензиновому!
Впрочем, немаловажно для бережливого автовладельца и другое сокращение своих расходов. Ведь в прошлом году в Украине произошло эпохальное для отрасли ГБО на авто событие – властями было принято решение о двукратном снижении транспортного налога для тех, кто решил добавить в цилиндры своего автомобиля газу! Причина решения очевидна – газобаллонное оборудование позволяет значительно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу (по отдельным позициям загрязнение уменьшается в пять-девять раз). Это, надо отметить, давно известно всему миру – программы льготного налогообложения либо субсидирования при покупке оборудования для авто «на газу» применяются во многих странах Европы и Америки. Симпатия со стороны государства вполне объяснима – даже новомодные гибриды не могут похвастать дружелюбностью к окружающей среде, сравнимой с авто с ГБО.
Причины доверия газу
Разумеется, «опытный автолюбитель» уже готов разразиться гневной тирадой. Мол, на топливе и налогах сэкономишь, зато потом все деньги придется отнести в автосервис для досрочного ремонта и замены чуть ли не половины двигателя, который попросту не приспособлен для газовой диеты. Однако это мнение как минимум ошибочно – газобаллонное оборудование совершенно не влияет на работоспособность силового агрегата. Косвенным доказательством может служить то, что многие автопроизводители прямо на конвейере оснащают некоторые свои модели ГБО – пример таких гигантов как Ford, Fiat, VW, Chevrolet, Mercedes-Benz, Volvo, Opel, Honda, Peugeot, Citroen и другие более чем красноречив. Правда, во всем этом вопросе доверия газу есть один важный нюанс – качество самого газобаллонного оборудования…
И именно в этом вопросе заключается основная причина колоссального количества городских легенд, окружающих ГБО на авто. Люди, столкнувшиеся с массой проблем после установки газобаллонного оборудования, забывают, что в свое время они решили сэкономить не только при использовании автомобиля «на газу», но и при установке самой системы питания ГБО. А потому отдали предпочтение максимально недорогой продукции малоизвестных компаний из Китая или Польши, которые к тому же были установлены без должных изменений в конструкции и настройке двигателя. Вполне логично, что после этого и расход газа не тот, что обещан производителем, и проблем с двигателем хватает.
Например, одним из самых популярных мифов является прогорание клапанов, причиной чего многие видят более жесткий тепловой режим, в котором работает цилиндр. Конечно, тепловая нагрузка при сгорании газа в сравнении с бензином увеличивается – однако истинной причиной порчи клапанов, как показывает опыт, есть банальное незнание правильной настройки двигателя под ГБО. Если не углубляться в технические дебри, достаточно лишь сказать, что виновато в этом позднее зажигание. Весь газ не успевает сгореть, и часть его отправляется в выпускной коллектор, что в итоге и приводит к описанной проблеме – грамотная установка газобаллонного оборудования решает эту проблему.
Добавить газу!
Впрочем, существует и еще одно пояснение подобной неисправности. Не секрет, что кроме раздельных систем ГБО на авто для пропана и метана существуют и более сложные комплексы, позволяющие смешивать эти виды топлива. Правда, эта сложность тоже бывает разная – для снижения стоимости производства многие компании-производители газобаллонного оборудования порой лишь добавляют к редуктору дополнительную ступень понижения давления. С одной стороны, цель достигнута, но с другой стороны такое упрощение может привести к неправильному питанию двигателя «на газу». А это прямой путь к увеличению расхода топлива, все тому же прогоранию седел клапанов и даже серьезному ремонту, вплоть до замены головки блока! Признанные гранды рынка, как BRC, предлагают покупателям смесеобразующие системы ГБО иного уровня – в них изначально на уровне разработки закладывается возможность выбора газа, что приводит к серьезным изменениям самой конструкции газобаллонного оборудования.
На самом деле установка ГБО на авто не должна никоим образом повлиять на надежность двигателя – даже при обратном переключении мотора в родной для него режим работы на бензине машина продолжит свою работу без каких-либо печальных последствий. Кстати, это опровергает еще один небольшой миф, требующий использования для питания «на газу» каких-то особенных свечей – установка ГБО на авто не нуждается в этом, и для газа, и для бензина подходят одни и те же свечи зажигания. Более того, качественное оборудование при грамотной установке помогает увеличить ресурс многих деталей двигателя! Ведь при сгорании газа со стенок цилиндров и других подвижных частей мотора не смывается масло – объяснять, чем это хорошо, пожалуй, не нужно?
И еще ж ни слова не было сказано про то, что благодаря более высокому октановому числу газа мотор с ГБО начинает работать мягче, без детонации – а это соответственно опять же положительным образом влияет на его ресурс, уменьшая к тому же еще и уровень шума, издаваемого двигателем «на газу». Разумеется, количество мифов и заблуждений вокруг ГБО на авто отнюдь не исчерпано описанными примерами, но и их уже наверняка достаточно, чтобы понять – «добавить газу» никогда не помешает!